ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ


ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ, понятие, объединяющее виды правонарушений детского и юношеского возраста, изучение к-рых неразрывно связано с анализом причин преступности, исследованием свойств личности правонарушителя и рационализацией мер предупреждения и воздействия. В изучении этих вопросов и в практическом проведении в жизнь медико-педагогических мероприя- тии непосредственное участие врача стало возможно в России лишь после Октябрьской революции, когда декретом СНК(14/1 1918) были учреждены комиссии по делам несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях; в этих комиссиях врач (наряду с педагогом и судьей) является полноправным членом. До Октябрьской революции роль врача сводилась к крайне редкому участию в экспертизе над малолетними и обслуживанию (гл. обр. соматическому) приютов и колоний для несовершеннолетних правонарушителей. Беспомощность врача дореволюционного времени в практическом проведении медико-педагогических мероприятий красочно иллюстрирует постановление бюро VII Съезда (1908) представителей исправительных заведений для малолетних, которое «после всестороннего обсуждения пришло к следующему решению: такой надзор, к-рый рекомендуется врачами-психиатрами, нежелателен и даже во многих отношениях опасен и вреден»; поэтому бюро высказывается против необходимости в исправительных заведениях медико-педагогического надзора, осуществляемого через психиатра. Несмотря на такое ограничение прав, врачебное вмешательство в разработку вопросов о Д. п. не только постоянно имело место, но и сыграло выдающуюся роль. Прежде всего это вмешательство сказалось на выяснении причин детских правонарушений, изучении свойств личности правонарушителя и (как следствие этого изучения) на рационализации мер медико-педагогического воздействия. В первую очередь из врачей заинтересовались этими вопросами психиатры (Krafft-Ebing, Kraepe-lin, Aschaffenburg, Ковалевский, Корсаков, Сербский и др.), положившие начало систематическому изучению Д. п. В 1912 г. появилась (в нек-рых своих частях не утратившая значения и до наст, времени) работа Груле (Gruhle), в которой причины детских правонарушений делятся на 3 группы: 1) правонарушения, связанные с неблагоприятным воздействием среды, 2) правонарушения, зависящие от наследственных, врожденных задатков характера, и 3) смешанная группа, где правонарушения зависят в большей или причине детских правонарушений все еще отводится значительн. место (Gregor, Scholz, Ziehen, Kramer и др.), хотя и там все чаще начинают раздаваться голоса о социально-экономическом происхождении детских правонарушений. Адлер напр. отрицает непосредственную врожденность тех или иных черт характера и полагает, что конкретные черты характера устанавливаются и развиваются в процессе борьбы ребенка за соц. позиции, т. е. известная соц. установка ребенка в среде развивает у него определенные черты характера. Этот взгляд Адлера близок советским ученым, подавляющее большинство к-рых держится того мнения, что причина детских правонарушений как массового явления лежит не в самом ребенке, не в той или другой структуре его личности, не в его психо-физических свойствах, а в соц. условиях. Этой зависимостью правонарушений от социально-экономических условий легко объясняется тот факт, что дети малообеспеченных слоев населения (дети рабочих и беднейшего крестьянства) совершают правонарушения в значительно большем проценте случаев (от 80% до 90% по нашей и заграничной статистикам), чем дети обеспеченных слоев. Увеличение преступности в связи с ухудшением экономич. благополучия страны можно продемонстрировать на размерах послевоенной Д. п., к-рая напр. в Германии в 1920 г. возросла (по сравнению с 1914 г.) в 3 раза и продолжала расти до 1923 г., когда постепенно стала снижаться. В Вене за годы войны Д. п. возросла на 150%, аналогичные явления отмечаются также в Париже и Лондоне. По данным ленинградской Комиссии о несовершеннолетних за 1918—1922 гг. Д. п. по сравнению с довоенным временем увеличилась в общем на 70%, тогда как имущественные правонарушения возросли в 6—7 раз. Зависимостью детских правонарушений от соц.-экономич. причин объясняются и виды правонарушений, из к-рых на первом месте повсеместно стоят имуществ. правонарушения, составляющие в среднем по различным странам от 70% до 80% правонарушений, совершаемых детьми. Сказанное о видах правонарушений иллюстрирует следующая таблица (в %). Правонарушения В Москве 1921 г. 1922 г. Привлек. впервые повторно В Ленинграде 1923 г. Привлек. впервые повторно 1922 г. 1923 г. 1921 г. 1922 г. Привлек. впервые повторно 1923 г. Привлек. впервые повторно Имущественные...... Против личности..... Служебные (должностные) Против порядка управл.** Государственные...... Прочие........... 44,9 1,8 0,8 51,8 0,3 0,4 63,7 1,8 1,5 32,3 0,2 0,5 0,6 0,3 11,в 0,0 0,9 61,4 2,6 0,0 35,3 0,1 0,6 80,5 0,9 0,0 18,1 0,0 0,5 67,5 4,3 2,0 25,1 1,1 80,2 3,7 0,0 14,3 0,3 1,5 68,1 6,7 1,5 21,1 1,0 1,6 84,3 8,0 1,7 3,2 0,2 2,6 94,4 3,0 1,4 0,3 0,0 0,9 64,3 8,2 0,3 26,2 0,3 0,7 83,0 2,9 0,0 12,7 0,1 1,3 * Без Москвы и Ленинграда. ** В эти годы гл. обр. правонарушения против правил о торговле (т. н. спекуляция), меньшей степени от того и другого фактора (среды и наследственного предрасположения). К сожалению за границей до наст, времени наследственным задаткам характера в Различие во взглядах на причины детских правонарушений в СССР и за границей обусловливает и различие в подходе к детям-правонарушителям. В СССР на первый план выступают меры предупреждения детских правонарушений устранением причин, приводящих ребенка в конфликт с обществом. Поэтому работа соц. законодательства с его защитой прав ребенка у нас играет выдающуюся роль. По отношению к правонарушителю применяются меры медико-педагогического воздействия (внушение, беседа, разъяснение, присмотр обследователя, учреждение опеки, устройство на работу, изоляция в лечебно-воспитат. учреждения и пр.), а не наказание. За границей (за исключением Америки) по отношению к детям определенного возраста (13—14 лет) превалирует наказание: весьма распространенной мерой воздействия является помещение несовершеннолетних в т. н. дома принудительного перевоспитания (реформатории, колонии и пр.). У нас принудительное воспитание практикуется в отношении несовершеннолетних с 14 лет лишь в крайних случаях, когда исчерпаны все меры медико-педагогического воздействия. Отличием наших трудовых домов от заграничных реформаториев и колоний является более гуманный подход к правонарушителям (отсутствие телесных наказаний, наказаний, унижающих личность, ухудшения питания, лишения прогулок, культурных развлечений и пр.) и прочная трудовая установка домов, имеющих конечной целью «создать из правонарушителей самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан» (ст. 175 Исправительно-трудового кодекса). По данным нашей и заграничной статистик, полученным на материале домов принудительного воспитания, процент психически-аномальных исчисляется в 50—60, т. е. другими словами в этих Домах сконцентрированы наиболее трудные в воспитательном отношении подростки, в то время как более легкие перевоспитываются (по крайней мере у нас) у родителей, в детских домах, в трудовых коммунах и пр. Из числа психически-аномальных (по Kramer'y, Monckemoller'y, Schwartz'y, Thoma и др.) на первом месте стоят олигофрены, на втором— психопаты; по другим данным (Gruhle, Gre-gor и Voigtlander, Mischler, Kleefisch, Озе-рецкий и др.) психопаты—на первом месте, олигофрены—на втором. Все исследователи сходятся на том, что эпилептики, встречающиеся в 7—8 раз реже олигофренов и психопатов, занимают третье место, четвертое место—резидуа(остаточные формы) после энцефалитов . Процент психически-больных (напр. схизофреников) крайне ничтожен и выражается (по отношению к общему количеству психически-аномальных правонарушителей) в десятых долях процента. Наличие в домах принудительного воспитания большого процента психически-аномальных диктует необходимость создания для них особых учреждений, в первую очередь учреждений для криминальных психопатов. Такие учреждения в небольшом количестве уже имеются в Америке; в СССР эту роль выполняют организуемые при лазаретах трудовых домов невро-пункты, обслуживаемые психиатром. Невро-пункты, являясь небольшими клиническими отделениями, выполняют лечебные, диагностические и профи- лактические функции.—Что касается общей массы правонарушителей, то психически-аномальные составляют среди них относительно небольшой процент, к-рый у отдельных исследователей колеблется от 3 до 10. (По данным материалов уездных комиссий о несовершеннолетних—3%, по данным Жоли на материале детских судов—10%, прусская статистика—9,1%.) Это колебание процента объясняется тем, что одни авторы расширяют рамки психопатий, другие обобщают педагогическую и соц. запущенность ребенка с интелектуальной недостаточностью, третьи объединяют физ. и псих, неполноценность. Изучение личности правонарушителя складывается из изучения и обследования социально-бытовых условий, из физ. обследования (включая сюда и антропометрию) , клин. наблюдения при изучении поведения и характерологических особенностей, исследования интелекта (по Бине-Симону, Терману, Россолимо), исследования эмоционально-волевой сферы (Fernald-Jakobson, Giese, Вельский), психотехнического обследования с обращением внимания на моторику.—Обслуживание правонарушителей врачебной помощью и изучение вопросов Д. п. в указанных разрезах находится в СССР всецело в руках государства, концентрируясь в органах охраны здоровья детей и подростков и Врачебной инспекции мест лишения свободы. Кроме того в ряде городов имеются специальные кабинеты по изучению личности преступника и преступности. В Москве помимо кабинета имеется также институт. За границей (за исключением Америки) в обслуживании врачебной помощью и в изучении Д. п. государство отходит на второй план, уступая первое место различным благотворительным обществам. Широкая возможность, к-рая дается в наст, время врачу при изучении вопросов Д. п. и при практическом применении мер медико-педагогического воздействия, требует от последнего большого знания и опыта не только в отношении аномальной, но главным образом здоровой личности ребенка. Лит.: Гришаков Н., Детская преступность и борьба с нею путем воспитания, Орел, 1923; Дети-преступники, Сборник под ред. М. Гернета, М., 1912 (пит. на 33 стр.); Ковалевский П., Борьба с преступностью путем воспитания, СПБ, 1910; К у-ф аев В., Юные правонарушители, М., 1925 (лит.); о н ж е, Детские убийства (Проблемы преступности, под ред. Е. Ширвиндта, Ф. Тросковского и М. Гернета, вып. 1, М.—Л., 1926); он же, Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, М., 1927; Люблинский П., Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте, М., 1923; Нищенство и беспризорность, Сборник статей под ред. Е. Краснушкипа, Г. Сегал и Ц. Фсйнберг, М., 1928; Озерецкий П., Половые правонарушения несовершеннолетних (Правонарушения в области сексуальных отношений, М., 1927); Преступник и преступность, сборники 1—2, М., 1926—28 (ряд статей); Greg о г A. und Voigtlander Б., Oharakterstruktur verwahrloster Kinder und Jugend-Hcher, Leipzig. 1922; Gruhle H., Die Ursa-chen der jugendlichen Verwahrlosung und Kriminalitat, Berlin, 1912.                                            H. Оаерецклй.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Смотреть что такое "ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ" в других словарях:

  • Детская преступность — (англ. juvenile criminality) в криминологии совокупность деяний, запрещенных уголовным законом, которые совершаются детьми. Хотя дети до наступления возраста, указанного в законе, еще не несут уголовной ответственности, тем …   Энциклопедия права

  • Детская преступность —         преступность несовершеннолетних, общественно опасные действия несовершеннолетних, ответственность за которые предусмотрена уголовным законом. От Д. п. следует отличать общественно опасные действия малолетних, не могущих по возрасту нести… …   Большая советская энциклопедия

  • Детская преступность — (англ. juvenile criminality) в криминологии совокупность деяний, запрещенных уголовным законом, которые совершаются детьми. Хотя дети до наступления возраста, указанного в законе, еще не несут уголовной ответственности, тем не менее заявления о… …   Большой юридический словарь

  • Преступность —         социальное, исторически обусловленное явление, возникшее на определённой стадии развития общества. Характеризуется совокупностью всех преступлений, которые были совершены в течение конкретного периода. С учётом латентной преступности (См …   Большая советская энциклопедия

  • Детская беспризорность — Беспризорник на улицах Кабула, 2003 год Детская беспризорность  социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются …   Википедия

  • Детская беспризорность —         полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц… …   Большая советская энциклопедия

  • Детская и подростковая делинквентность (juvenile delinquency) — Д. и п. д. обычно определяется как запрещенное законом поведение, совершаемое малолетними. Точный возраст, в отношении к рого квалифицируется делинквентность, зависит от закона конкретного штата. Детей до 8 лет, как правило, не заключают под… …   Психологическая энциклопедия

  • Беспризорность( детская) —     отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Причины Б. носят социально экономический характер. Б. возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой… …   Педагогический терминологический словарь

  • БЕЗНАДЗОРНОСТЬ детская — отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитат. влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Крайнее проявление Б. беспризорность. Б. выражается в отчуждении самих детей от семьи, дет …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Безнадзорность( детская) —     отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Б. выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей,… …   Педагогический терминологический словарь

Книги